mainpage  •  links  •  former guestbook


IS THE CITY DONE FOR? WHY HIGH-RISE CONSTRUCTION MEANS THE DESTRUCTION OF THE FOUNDATIONS OF THE CITY-PLANNING CULTURE OF ST. PETERSBURG1

by Oleg Yavein

What is the most beautiful thing in St. Petersburg, the most amazing of all its ensembles, perspectives, buildings and monuments? I don't think it is anything in isolation, however wonderful these monuments are. The city itself is unique as a whole: its landscape, and concept of space. In Petersburg, its very beginnings are unique. There were always many steep shores and dry pine forests. The marshy low lands are only located in the delta, at the confluence to the sea; like most rivers, the current divides here at many arms and islands, and the landscape becomes low and swampy. Further upstream, the banks of the Neva were never unpopulated. The Swedish town of Nienshants stood here. It was built in the same place where many other towns were built, not by the delta by the sea, but at a distance from it. These were the recommendations of town-planners in antiquity. But Peter the Great wanted the city to be on the sea. It wasn't enough for him to build the capital practically outside the borders of the country, he planned to found it far out to sea, on Kotlin Island. But not even he could bring himself to do this.

However, Peter succeeded in building a city despite everything and everyone, in the archipelago of islands in the Neva delta, and passed on the impulses of his will to successive generations. Just as the most defective materials can be turned by a great master into artistic virtues in a work of art, the flat landscape of the Neva delta became the foundation of an unprecedented manmade space. The river arms were supplemented with canals, which cut up the islands even further. "The bridges hung over the waters". To the natural Neva perspective, the perspective of the main street, Nevsky Prospekt, was added. The land perspectives cut through the space like water canals. A church was built in the site where the city was founded, and an angel on a high golden steeple looked out over the new "City of St. Peter" and the entire Neva delta.

It was never technically difficult to build something above the level of the angel. But the city authorities did not want it to happen. Bartolomeo Rastrelli planned the Smolny monastery with a beautiful baroque bell tower higher than the Peter and Paul Fortress (in those times the monastery was a long way outside the city). The monastery ensemble took a long time to build, and in the end they did not even start building the bell tower. In the capitalist era the millionaire Singer asked for permission to build the highest building in Europe here. He was refused. The building was made smaller.

Petersburg is all about through lines of water. The earth, low and flat like a table. The ribbons of granite embankments. The canopied arches of bridges. The lines of houses. The lines of the upper limits of cornices. Only God is higher, only the slender characteristic silhouettes of domes, bell towers, steeples in selected, "special" places. These vertical lines are always short compared to the horizontal lines, and are only found in a few places. This proportion must not be changed. It contains the special tension and lyricism of Petersburg spaciousness. Heights are not measures in meters here. There is another measurement. The subtle gradations of scales and openness of horizontal axles form a special artistic infinity. Other dimensions must not be allowed to intrude here. It would be like hammering a nail into the middle of a painting or entering a crane in a weight-lifting competition.

Nevertheless, in autumn 2006, the competition for 'Gazprom City' with a 300-meter skyscraper was announced... On the Okhta, opposite Smolny, in the site of Nienshants and in direct view from the Peter and Paul Fortress, the Spit of Vasilievsky Island and the Hermitage. 300 meters is an impressive figure, even for tourists2.

Whenever there is talk of building a skyscraper in the historic centre of any city, everyone remembers the Eiffel Tower, and naturally in the explanatory notes to the 'Gazprom City* projects, this comparison sounded like one of the justifications for the decision. They wrote: "Paris is also a beautiful city, but..." Indeed, countless French intellectuals spoke out in protest, Guy de Maupassant among them, but now the Eiffel Tower is the symbol of Paris.

The example is a very easy and convenient one, because it allows one to divide everyone quickly into followers of progress and reactionaries. But in fact, the comparison with Paris is absolutely inappropriate, although both cities have many axial compositions and classical ensembles. Paris was formed differently and was built differently. It is an ancient city built on hills, and since antiquity it was radically rebuilt and knocked down many times. Its historic centre is much bigger than Petersburg's and consists of very different layers of dissimilar town-planning cultures. The water area there is not so wide that all the pictures of the city combine into one around it. So a person who finds himself on the embankment of the Seine by the Louvre, or the Jardin de Luxembourg, or in the Marais district, or any other central district, will not even remember that there is any tower in this city.

But look at the situation from another point of view. Legend has it that after Alexander the Great talked to Diogenes, many ambitious people went to live in barrels, but the emperor did not come to see them in their barrels. Since the Eiffel tower, many ambitious state, commercial, architectural and other ambitious firms have been drawing up plans of towers or buildings which are higher than the Eiffel Tower. And this has been going on for more than 100 years...

But if we really want to compare Petersburg with Paris, we should not make a comparison with the Eiffel Tower, but with the Montparnasse skyscraper. In the 1960-s, these skyscrapers were conceived as a new achievement which would raise Paris to the level of contemporary ideas of modern world standards, and the planning was entrusted to leading architects. The skyscraper is now being bought up floor after floor, and when it is finally paid off, it will at last be demolished. It is a good illustration of Heinrich Heine's saying that the first man to compare a woman to a rose was a genius, but the second man to do so was an idiot.

Every architect knows that after the soth floor, the height of the building ceases to be economically beneficial. The lifts and fire escape systems required by modern norms eat up all the profit from the extra floors. The maintenance costs in skyscrapers are exceedingly high. Only very wealthy tenants can compensate for their expense. In the new Barcelona skyscraper by Jean Nouvelle which has been written about in all the architecture magazines, these tenants have not been found. The unprofitable building was been occupied by the city water services and is financed by the state. In downtown Toronto, skyscrapers are empty because of mass defaults on rental. The high-rise offices have yet to be demolished, as the apartment buildings have, but evidently it will not be long before they are. judging by the abundance of rental advertisements, the same problems have also arisen in Philadelphia. We have started dreaming about skyscrapers at a moment when many countries in the world are trying to get rid of them. There is a telling comparison between the new capital centres of two Asian countries: developing Malaysia (Kuala Lumpur) and developed Korea (Seoul). In the first case, there are of course skyscrapers, and in the second there is a complete rejection of them on principle.

Alone skyscraper on an empty site, rather than in the high-rise city centre, is the sign of a backward country which wants to make a trivial, symbolic gesture. In the 1930s in Moscow, they also began building an "ideological" skyscraper - the Palace of Soviets. But they at least wanted it to be the highest in the world, higher than the Empire State Building, while now this "window on Europe" simply wants to come close to the Kuala Lumpur record...

We also hear people repeating that after the 300-meter building there'll be a wave of investment into the city... These 300 meters are reminiscent of the programme "The 500 Days". In both cases, there is a self-satisfied attempt to announce a solution to a complicated problem, using the logic of a single aspect. The danger in such announcements is that at first glance they look clear and convincing, while the arguments of the opponents are complex and unclear. People start to think that only reactionaries or malefactors will refuse to understand simple things and undoubted benefits. The success of revolutions and financial pyramids depends on propaganda like this. But simplicity is worse than theft. It will end in catastrophe.

Petersburg has always been a city where the height limit for construction was part of state policy. This is why St. Petersburg became St. Petersburg. But today there is the idea that the historical structure of Petersburg restricts the freedom of architectural creation, and with it the investment attraction of the city. Petersburg is a city which people must submit themselves to, they must adapt to it. There is a saying that absolute freedom of thought can only exist in a completely empty head. If a city has its own image and character, then look for the restrictions, written and unwritten, which gave rise to this image and character. Complex systems of regulations exist in Rome, Paris, Barcelona and Berlin, and in almost all the cities that we find attractive. Anyone who is familiar with the regulations in Manhattan will be amazed how much town-planning freedom we have here in comparison.

In the space of Petersburg, the opportunities are not any fewer, and the restrictions are not any greater, they are simply different. Architectural masterpieces created by our ancestors confirm this. Petersburg was perhaps the Russian city with the most ethnic groups and contrasting social groups, which adopted and adapted the most varied architectural styles and characters. In the pre-revolutionary years, there was nowhere in Russia where so many churches were built in the Moscow and Yaroslavl style of the 17th century. And they organically became part of the fabric of the city, just like the radical constructivist buildings of the 1920s-1930s. The only thing is what, where and how to build, at the right time and within the limits of possibility.

Already, bulky semi-high rise buildings have already risen up in the panorama of the city, opposite the Peter and Paul spire. In all of this, you can feel not just a race for profits, but the most banal ignorance and blindness, and naive boorish-ness. And all over the city the scale is changing: any reconstruction means a couple of floors on top of the historical limit. The process has begun...

When a part of the organism starts to live not as an element of the whole, but according to its own needs and rules, this state is called a disease. The competition projects for 'Gazprom City' on the Okhta are a graphic representation of this disease.

1Oleg Yavein wrote this article in November 2006, I.e. before the announcement of results for the Gazprom City competition. However, in the editors opinion the text has not lost any of its relevance. - Ed.

Oleg Yavein is an architect, professor at the Moscow Architectural Institute

2At present according to the RMJM project the skyscraper will be 396 m high

from:
"PROJECT BALTIA"
№2 (2) 2007

главная  •  ссылки  •  бывшая гостевая


ПРОПАЛ ГОРОД?
ПОЧЕМУ ВЫСОТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ОЗНАЧАЕТ УНИЧТОЖЕНИЕ ОСНОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА1

текст: Олег Явейн

Что самое прекрасное в Санкт-Петербурге, самое удивительное из его ансамблей, перспектив, зданий, монументов? Думаю, ничто в отдельности, как бы замечательны эти памятники ни были. Уникален сам город как целое: его ландшафт, пространственная идея. В Петербурге неповторимы самые начала его. На Неве всегда было сколько угодно высоких берегов и сухих сосновых боров. Болотистая низина - только в дельте, у впадения в море; как у большинства рек, русло разделяется здесь на множество рукавов с островами, и ландшафт становится низким и топким. Выше по течению невские берега никогда не были безлюдными. Здесь стоял шведский Ниеншанц. Он возник в таком же месте, в каких возникали и многие другие города, не в дельте у моря, а на расстоянии от него. Так рекомендовали еще древние градостроители. Но Петр рвался к морю. Ему было мало вынести столицу фактически за пределы страны, он планировал основать ее глубоко в море, на острове Котлин. Однако на такое не решился даже он.

Впрочем, устроить город, вопреки всему и вся, в архипелаге островов невской дельты Петр смог, смог передать свой волевой импульс последующим поколениям. Как даже самые очевидные недостатки материала в руках большого мастера обращаются в художественные достоинства произведения искусства, так и плоский ландшафт дельты Невы стал основой невиданного рукотворного пространства. Речные рукава дополнились каналами, еще более изрезавшими острова. "Мосты повисли над водами". К естественной невской "першпективе" прибавилась "першпектива" главной улицы - Невского проспекта. Сухопутные "першпективы" пронзили пространство подобно водным каналам. В месте основания города был заложен собор, и ангел на высоком золоченом шпиле осенил новый "Город святого Петра" и всю невскую дельту.

Технически выше ангела всегда подняться было несложно. Только не хотели этого. Бартоломео Растрелли спроектировал Смольный монастырь с замечательной красоты барочной колокольней выше петропавловской (по тем временам монастырь был далеко за пределами города). Ансамбль монастыря достраивали долго, а колокольню так и не начали сооружать. Уже в эпоху капитализма миллионер Зингер испрашивал разрешения построить в Петербурге самый высокий дом в Европе. Разрешения не дали. Укоротили.

Петербург - это сквозные линии воды. Низкая и плоская, как стол, земля. Ленты гранитных набережных. Пологие арки мостов. Линии домов. Линии предельных высот карнизов. Выше - только к Богу, только стройными характерными силуэтами куполов, колоколен, шпилей в избранных, "отмеченных" точках. Эти вертикали всегда невелики подлине по сравнению с горизонталями и редко поставлены. Менять данную пропорцию нельзя. В ней особая напряженность и лиризм петербургской пространственности. Высоты здесь меряются не метрами. У них иная размерность. Тонкие градации масштабов и распахнутость горизонтальных осей образуют особую художественную бесконечность. В нее нельзя вторгнуться инородными габаритами. Это все равно что вбить гвоздь в середину картины или демонстрировать возможности подъемного крана на соревнованиях штангистов.

Тем не менее осенью 2006 года был объявлен конкурс на проект "Газпром-Сити" с 300-метровым небоскребом... На Охте, против Смольного, прямо на месте Ниеншанца и в непосредственной видимости от Петропавловской крепости, Стрелки Васильевского острова, Эрмитажа. Строительство предполагается завершить к 2016 году, зоо метров - цифра знаковая даже для туриста2.

Когда в любом историческом центре хотят всадить небоскреб, обязательно вспоминают про Эйфелеву башню, и, конечно, в пояснительных записках к конкурсным проектам "Газпром-Сити" это сравнение звучало как одно из обоснований принятых решений. Так и написали: "Париж тоже красивый город, но..." Действительно, сколько французских интеллектуалов протестовали, и Ги де Мопассан среди них, а теперь Эйфелева башня - символ Парижа.

Пример расхожий и удобный, поскольку позволяет недолго думая делить всех на сторонников прогресса и ретроградов. А между тем как раз сравнение с Парижем абсолютно некорректно, хотя в обоих городах много осевых композиций и классических ансамблей. Париж формировался иначе и устроен иначе. Это древний город на холмах, еще с античных времен много раз радикально перестраиваемый и переламываемый. Его исторический центр значительно больше петербургского и состоит из очень разных напластований несходных градостроительных культур. Там нет водной акватории настолько широкой, что вокруг нее все картины города соединяются в одну. Так что человек, вдруг оказавшийся на набережной Сены у Лувра, или в Люксембургском саду, или в квартале Маре, или в другом центральном квартале, и не вспомнит, что в этом городе есть какая-то башня.

Но посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. Легенда гласит, что после беседы Александра Македонского с Диогеном множество знатных честолюбцев полезли жить в бочки, но царь к их бочкам так и не подошел. После Эйфеля во всем мире множество государственных, коммерческих, архитектурных и иных честолюбцев чертят рисунки, в которых наглядно представлено, насколько их башня или огромный дом выше Эйфелевой башни. И это уже больше 100 лет...

А если уж так хочется сравнивать Петербург с Парижем, то нужно проводить аналогии не с башней Эйфеля, но с небоскребом "Монпарнас". В б0-х годах такие небоскребы задумывались как новое достижение, долженствовавшее вывести Париж на уровень тогдашних представлений о современных мировых стандартах, их проектирование поручалось ведущим архитекторам. Построили только один, а теперь во Франции уже много лет идет сбор денег. Небоскреб выкупают этаж за этажом, чтобы, когда выкупят, наконец снести. Хорошая иллюстрация к изречению Генриха Гейне о том, что первый человек, который сравнил женщину с розой, был гений, второй - глупец.

Каждый проектировщик знает, что после 50 этажей высота здания перестает быть экономически выгодной. Лифты, система эвакуации по современным нормам - съедают всю прибавку площади. Эксплуатационные расходы в небоскребах исключительно высоки. Окупить их содержание могут только очень богатые арендаторы. В случае с новым, обошедшим все архитектурные издания барселонским небоскребом Жана Нувеля таковых не нашлось. Нерентабельное здание заняли службами городского "Водоканала" и содержат за счет государства. В даунтауне Торонто ввиду массовых отказов от аренды небоскребы пустуют. Высотные офисы еще не начали сносить, как в аналогичных случаях с жильем, но ждать, видимо, осталось недолго, Судя по обилию объявлений о сдаче в аренду, такие проблемы возникли и в Филадельфии. Мы вовсю размечтались о небоскребах именно тогда, когда во многих странах начали думать, как от них избавиться. Показательно сравнение новых центров столиц двух азиатских стран: развивающейся Малайзии (Куала-Лумпур) и развитой Кореи (Сеул). В первом случае, естественно, небоскребы, во втором - полный отказ от них как принцип.

Одиночный небоскреб на ровном месте, а не в сверхуплотненном высотном центре - признак отсталой страны, пытающейся сделать тривиальный символический жест. В 1930-х годах в Москве тоже начинали строить "идеологический" небоскреб - Дворец Советов. Но тогда его хотя бы планировали сделать самым высоким в мире, выше Empire State Building, а сегодня "окно в Европу" стремится не сильно отстать от куала-лумпурских рекордов...

Навязчиво звучит и такая тема: якобы вслед за строительством 300-метрового билдинга в город хлынут инвестиции... Эти 300 метров напоминают программу "500 дней". И там и тут самоуверенная попытка декларировать решение сложнейшей проблемы, пользуясь логикой одной отдельно взятой извилины. Опасность таких деклараций в том, что на первый взгляд они выглядят ясно и убедительно, в то время как аргументация оппонентов - сложно и непонятно. Людям начинает казаться, что не понимать таких простых вещей и несомненных выгод может только ретроград или злоумышленник. На подобной пропаганде держатся успехи революционных переворотов и финансовых пирамид. Но простота хуже воровства. Она оборачивается катастрофой.

Петербург всегда относился к тем городам, где нормирование высоты застройки было возведено в ранг государственной политики. Поэтому Санкт-Петербург и стал Санкт-Петербургом. А сегодня бытует мнение, согласно которому историческая структура Петербурга ограничивает свободу архитектурного творчества и, как следствие, инвестиционную привлекательность города. Петербург - это город, которому человек должен подчинять себя, в него следует встраиваться.

Недаром говорят, что абсолютная свобода мысли может быть только в совершенно пустой голове. Если город имеет свой образ и характер - ищите ограничения, писаные и неписаные, которые этот образ и характер породили. Сложные системы регламентации действуют и в Риме, и в Париже, и в Барселоне, и в Берлине, и практически во всех городах, что нас привлекают. Каждый, кто сколько-нибудь знаком с регламентами Манхэттена, поразится, как по сравнению с этим городским районом много у нас градостроительной свободы.

В петербургском пространстве возможностей ничуть не меньше, а ограничений не больше, просто они другие. Архитектурные шедевры, созданные нашими предками, подтверждают это. Петербург был едва ли не самым многонациональным и контрастным по социальному составу городом России, который осваивал и присваивал самые разные архитектурные стили и образы. В предреволюционные годы нигде в России не строилось так много церквей в московском и ярославском стиле XVII века. И все они органически вошли в ткань города, как и радикальные здания конструктивизма 1920-1930-х годов. Важно только, что, где и как уместно и возможно строить.

Сегодня в панораме города напротив петропавловского шпиля уже выросли громоздкие полувысотные дома. Во всем этом ощущается не только погоня за прибылью, но и самое обыкновенное невежество, слепота, этакое наивное хамство. Никакая бомба не принесет больше разрушений, чем подобные новостройки. Да и по всему городу уже много лет сбивается пространственный масштаб: любая реконструкция - это пара этажей сверх исторической предельной нормы. Процесс пошел...

Когда одна из частей организма начинает жить не как элемент целого, а по своим собственным нуждам и законам - такое состояние называется болезнью. В конкурсных проектах "Газпром-Сити" на Охте эта болезнь представлена наглядно.

1Эта статья Олега Явейна была написана в ноябре 2006 года, то есть еще до объявления результатов конкурса на проект «Газпром-Сити». Впрочем, текст, на взгляд редакции, ничуть не потерял актуальности. - Прим. ред.

Олег Явейн - архитектор, профессор Московского архитектурного института

2На данный момент, согласно проекту RMJM, высота небоскреба должна составить 396 м

источник:
"ПРОЕКТ БАЛТИЯ"
№2 (2) 2007