главная  •  ссылки  •  бывшая гостевая


Сегодня все небоскребы сведены к одному и тому же внешнему виду, а именно – к дымовой трубе. Они из кожи лезут вон, на них развеваются флаги, они служат причалами для дирижаблей или они воздействуют на зрителя только своим взлетом ввысь – и тем не менее во всем похожи друг на друга. Они конкурируют друг с другом вплоть до того, что стремятся служить темой для разных иллюстраций – и все они одинаковы.

Но в них не воплощается архитектура. Лишенные значительности, они стоят, будто их хватил паралич. Они монотонны. Они больше не поражают и не радуют взор. Высотность уже набила оскомину; головокружение доведено до тошноты, вертикализм сменился всевозможным рифлением поверхности фасадов: некоторые из них сплошь покрыты однообразной сеткой пересекающихся вертикалей и горизонталей, другие – такой же крестообразной сеткой но сторонам и вертикалями посредине, и все-таки все они остаются "оболочками". Типы этих оболочек нудно повторяют искусственные отступы и разные поверхностные эффекты. [...]

Пространственность, необходимый психологический фактор, отсутствует в американском городе. Вместо этого прекрасного чувства – высотность и теснота. Оболочка небоскреба не соответствует требованиям ни этики, ни красоты, ни долговечности. Это только коммерческий или технический прием. Она не выражает другой идеи, кроме коммерческого успеха. [...]

Фрэнк Ллойд Райт
Из книги "Будущее архитектуры"
(1953)

источник:
Мастера архитектуры об архитектуре
М., "Искусство", 1972