mainpage  •  links  •  former guestbook


THE STOCKHOLM SYNDROME 1

by Ilka & Andreas Ruby

There used to be a discourse about architecture as an act of comprehensive designing, taking into account as many programmatic parameters as possible and trying to accommodate function in all its layers. Yet discourse about the design of grand gestures, solidifying and expressing certain brands or clear messages, and reducing design to the provision of a single, unique shape subject to the client's interests is much more popular.

So, perhaps our discourse should now shift to the position of those clients. Which play is fair anyway? Architecture today is obsessed with icons. To be iconic or not to be seems the question for more and more architects, or even more pressingly so for their clients. This quest for iconicity reveals a subtle power shift from the city to architecture. At least in the western cultural context, icons were less incorporated by individual buildings as by the city. Think of New York (the grid with Central Park as a kind of a green super-plaza), Barcelona (the grid with chopped-off corners turning each street-crossing into a square), Paris (Haussmannian boulevards forming one continuous network), or L.A. (the highway system filled with low-density housing fabric) - each of these cities entails a structural iconicity that instantly conjures up a mental image merely when its name is mentioned. It's an image that does not need any individual pieces of architecture to be iconic, the city itself is the icon. This urban iconicity is emblematic of an understanding of social space in which the city itself is seen and celebrated as a representation of the community. Public space is invested as a public good to affirm the superiority of shared collective values over the randomness of individual interests.

With globalization taking command of our world in recent decades, this relationship between public and private domains has visibly changed. By means of the privatization of national corporations and deregulation of economic relationships, the nation-state has by and by surrendered its historic privilege of power to an intangible alliance of trans-national corporations. With a GDP equaling at times that of whole countries, some of these large corporations have become undercover agents in a political power play that is only symbolically led by democratic national governments.

What would appear to be the political will of a national government is often nothing but the cleverly disguised action plan of private corporations who infuse their interests with powerful lobby-networks into the political decision-making process. Since global corporations are primarily responsible to the economic community of their shareholders however, they exceed the reach of national politics anyway. Hence their sphere of influence is no longer bound by the historically defined territory of the nation-state, but constitutes a new global territory. This territory has to be branded with landmarks of power and as one can tell from the current boom of corporate cathedrals designed by a select league of brand architects, star architecture has become the crucial medium of this architectural iconization of power. Star architects are obviously well suited for this task, having been trained in this capacity during the boom in museum architecture during the 19805 and 19905. Cities then called upon famous architects to forge a clearly recognizable urban profile to score high in the growing national and international competition of cities spurred by new leisure-dominated urban life-styles. The city of Frankfurt is a clear case-study of this image-relaunch; in founding half a dozen museums between 1980 and 1990 (using prominent architects such as 0. M. Lingers, Hans Hollein, Richard Meier etc.) it upgraded its identity from a mere banking city to a genuine capital of culture. Starting in the mid-eighties, Vitra-CEO Rolf Fehlbaum utilized the same image building strategy by hiring architects of international acclaim such as Frank Gehry, Zaha Hadid, Tadao Ando, Alvaro Siza and Nicholas Grimshaw to put his furniture brand on the global map of design awareness. And yet a little later, in the mid-nineties, the Guggenheim foundation, merging the sides of commerce and culture, applied the same model to a global scale by proliferating itself through franchisee! museum dependencies sprouting like mushrooms in different cities across the world. The crucial prerequisite for the success of that strategy was clearly the shock-and-awe efficiency of the Guggenheim Bilbao, also known as the Bilbao Effect. The Guggenheim Bilbao showed how a highly spectacular piece of architecture is able to turn an entire city into the mere background of the isolated figure of that building.

Furthermore, it revealed how previously separate identities such as client, location, and architect can be made to converge by a highly calculated architectural branding strategy -since stating the name of any part of this alliance inevitably evokes the other identities as well; Gehry is now synonymous with the Guggenheim, Bilbao or both. Guggenheims convergence of city, architecture and brand has become, in the course of the last decade, a blueprint for a whole series architectural projects of cities which equally wanted nothing but to put themselves on the map of global recognition with the help of a piece of signature architecture. Seeing the results of the invited architecture competition for the new Gazprom headquarter in St. Petersburg in November 2006, it seems that the former Soviet gas company (now a stock-listed but still state-controlled corporation) has taken Guggenheim's very model of usurping an entire city as material support for its own brand to yet a higher level.

Bilbao was a city of regional importance when Guggenheim decided to situate its museum there; as a consequence annexing the city's identity to the Guggenheim's global prof i le was relatively easy. St. Petersburg by contrast is the incorporation of an iconic city, with its European urban plan imported by Peter the Great and the memorable low skyline of its golden cupolas. Yet Gazprom could not care less and simply wanted to exceed this urban iconicity of St. Petersburg with a building even more iconic. Hence it really needed architects like Daniel Libeskind, Jean Nouvel, Rem Koolhaas, Herzog & de Meuron, and Massimiliano Fuksas who are all proven icon makers. And sure enough all passed the plate (as if they needed it). Narcissistically in love with their success, they have no idea how to transform it into influence.

The unique asset of real stars was once their ability to use their prominence to divert or surpass the otherwise unquestionable authority of power. Utterly lacking this kind of ambition and courage, the star architects of Gazprom star as public relation actors in an effervescent propaganda campaign that sends out a clear political message: it is possible to be a corporation that acts as the extended arm of the Russian government, a corporation that abuses its gas monopoly to punish disobedient neighbor states like Georgia by raising energy prices to impudent levels, or taking over competing companies whose leaders dared to support oppositional political movements and still get the iconic absolution of the avant-garde (or what is left of it).

The fact that the first prize was awarded to none of the famous stars, but to RMJM - the only non-Star, but corporate office in the competition line-up - confirms the impression that the actual mission of Koolhaas, Nouvel & Co. in this farce of a competition was nothing else than conjuring up a shining image of beauty that will help Gazprom polish up its contested reputation. You really can't say they did not do their job beautifully.

Ilka Ruby studied architecture in Aachen, Germany. She now works as an editor, writer and graphic designer. In 2001, Andreas and Ilka Ruby set up their joint agency as a production facility for publishing architectural books, magazines, curating exhibitions and consulting architects

1Article and letter were originally published in the Global Agenda section of 'Volume' magazine, issue 12 (2007). The Stockholm syndrome is the phenomenon of a victim sympathising with their abuser. - Ed.

from:
"PROJECT BALTIA"
№2 (2) 2007

главная  •  ссылки  •  бывшая гостевая


СТОКГОЛЬМСКИЙ СИНДРОМ 1

текст: Илка и Андреас Руби

Ранее существовал такой дискурс: архитектура есть акт всеобъемлющего творчества, акт, учитывающий как можно больше параметров задания на проектирование и работающий с функцией на всех возможных уровнях сложности. Однако более популярным в последнее время стало представление об архитектурных произведениях как о Больших жестах, которые служат выразителями неких брендов или доходчивых месседжей, а роль дизайна все чаще сводится лишь к обеспечению продукта-для-клиента уникальной формой (shape).

Возможно, в таком случае нам следует вести архитектурный дискурс, исходя из мнения этих клиентов. Сегодняшняя архитектура зациклена на иконичности. Архитекторов (а еще сильнее - их заказчиков) беспокоит вопрос: быть иконическим или не быть, сооружать здание-"икону" или нет. Эта погоня за "иконами" демонстрирует смещение акцента от градостроительства к архитектуре. Если говорить о западном контексте, то "иконичность" никогда не была здесь присуща индивидуальным строениям в той мере, в какой массовой застройке. Представьте Нью-Йорк (сетка улиц и Центральный парк как некая зеленая суперплощадь), Барселону (сетка улиц со срезанными углами, превращающими каждый перекресток в площадь), Париж (с его османов-скими бульварами, образующими непрерывное целое) или Лос-Анджелес (система хайвеев с разреженной городской тканью). Каждый из них содержит в себе структуру-"икону", которая моментально формирует в сознании образ города при одном лишь упоминании его названия. Для формирования этого образа городу не нужны отдельные знаковые архитектурные объекты: город как таковой уже является "иконой". Подобная урбанистическая "иконичность" отражает понимание социального пространства, в котором сам город видится как репрезентация общности. Публичное пространство понимается как достояние общества, устанавливающее превосходство коллективных ценностей над случайными индивидуальными интересами.

Глобализация, охватившая мир в последние десятилетия, заметно влияет на отношения между сферами общественного и частного. Приватизация национальных корпораций и сокращение государственного вмешательства в экономику заставляют правительства постепенно передавать свою историческую привилегию власти неосязаемому альянсу транснациональных компаний. Иные из этих больших корпораций, чей ВВП подчас равен ВВП целой страны, превратились в участников подковерной политической игры, которая лишь символически ведется от имени демократических правительств.

Политическая воля государств зачастую оказывается не чем иным, как ловко замаскированными действиями частных корпораций, которые влияют на принятие политических решений, используя мощные лобби, имеющие сетевую структуру. Поскольку мировые корпорации ответственны в первую очередь перед своими акционерами, им не слишком важна политика конкретного государства. Сфера их влияния уже не ограничивается исторически сложившейся территорией страны, а распространяется в глобальном масштабе. Эта новая территория должна быть маркирована знаками власти, и, судя по нынешнему буму возведения храмов-для-корпораций, проектируемых лигой брендированных архитекторов, можно сказать, что звездная архитектура стала важнейшим средством иконизации власти. Архитекторы-звезды готовы к выполнению такой задачи: они уже натренировались в период активного музейного строительства в 1980-х и 1990-х годах. Тогда города обратились к архитектурным знаменитостям с просьбой создать для них хорошо узнаваемый урбанистический ландшафт - с тем чтобы удержать лидерство в условиях ужесточающейся национальной и международной конкуренции, подстегиваемой новым городским стилем жизни, в котором ведущую роль играет развлечение. Яркий пример подобной "перезагрузки" городского образа - Франкфурт-на-Майне. С 1980 по 1990 год здесь было построено полдюжины музеев (при участии таких известных архитекторов, как О. М.Унгерс, Ханс Холляйн, Ричард Майер и др.). "Переформатировав" свой имидж обыкновенного банковского города, Франкфурт приобрел статус настоящей культурной столицы. Начиная с середины 1980-х годов подобную стратегию решил использовать председатель совета директоров компании УКга Рольф Фельбаум: при помощи Фрэнка Гери, Захи Хадид, Тадао Андо, Альваро Сизы и Николаса Гримшоу - архитекторов, заслуживших международное признание, - Фельбаум добился того, что его мебельный бренд стал различим на мировой карте дизайна. Немногим позже Фонд Гуггенхайма, спаявший коммерцию с культурой, применил этот принцип в глобальном масштабе. Музеи в разных городах по всему миру попали во "франчайзинговую зависимость" от Фонда, и он, таким образом, разросся наподобие спрута. Важнейшей предпосылкой успеха подобной стратегии стала приведшая мир в состояние шока и трепета эффектность Музея Гуггенхайма в Бильбао. Этот феномен получил название "эффект Бильбао". Гуггенхайм в Бильбао показал, что зрелищная архитектура одного здания вполне может низвести целый город до роли своего фона.

Более того, эта история демонстрирует, что тщательно просчитанная стратегия архитектурного брендинга способна собрать воедино ранее не связанные идентичности - заказчика, места строительства и архитектора, так что сегодня любая составляющая данного альянса неизбежно ассоциируется с остальными: говорим "Гери" - подразумеваем "Гуггенхайм", или "Бильбао", или то и другое одновременно. За последние ю лет союз места, архитектуры и бренда по образцу Гуггенхайма стал примером для целого ряда городских проектов, которые имели одну-единственную цель - нанести эти города на карту нового глобального мира при помощи "подписной" звездной архитектуры. Закрытый конкурс на новую штаб-квартиру "Газпрома" в Санкт-Петербурге, прошедший в ноябре 2006 года, показывает, что бывшая советская газовая компания (ныне хотя и акционерное общество, но до сих пор контролируемая государством) обратилась именно к модели Гуггенхайма, при которой целый город превращается в фон для нового бренда, повышая уровень его значимости.

Бильбао был городом локального значения, когда Гуггенхайм решил разместить там свой музей, и потому добиться отождествления этого города с мировым именем Гуггенхайма было относительно легко. Санкт-Петербург же с его европейской планировкой улиц, привезенной Петром I, и запоминающимся горизонтальным силуэтом с золотыми куполами, напротив, является воплощением города как "иконы". "Газпром", нимало не беспокоясь, просто захотел "обогатить" эту петербургскую иконичность еще более знаковым зданием. Потому для строительства и понадобились такие архитекторы, как Даниэль Либескинд, Жан Нувель, Рем Колхаас, Херцог и де Мерон и Массимилиано Фуксас, испытанные "иконоделы". И, несомненно, каждый внес лепту (будто им это действительно было нужно). Нарциссы, упоенные своими достижениями, они не имеют ни малейшего понятия, как превратить собственный успех во влияние.

Настоящее созвездие уникальных архитекторов вполне было бы способно использовать свою известность, дабы перенаправить или пересилить в большинстве случаев непреодолимую волю власти. Совершенно не имея подобных амбиций и мужества, звездные архитекторы "храма" "Газпрома" подобны пиарщикам, нанятым для проведения пропагандистской кампании, имеющей четкую политическую подоплеку: в России возможно существование корпорации, которая является марионеткой правительства; корпорации, которая пользуется своей монополией на газ и наказывает нерадивые соседние государства, например Грузию, повышая цены на энергоносители; корпорации, которая поглощает конкурирующие компании, чье руководство осмеливается поддерживать оппозицию, и которая, однако, может получить "иконическое" отпущение грехов при помощи архитектуры авангарда (или того, что от нее осталось).

Факт, что победителем в конкурсе стал не знаменитый архитектор, а RMJM, единственная рядовая студия, пробивающая себе дорогу в конкурентной борьбе, только подтверждает гипотезу: истинное предназначение Колхааса, Нувеля и иже с ними в этом конкурсе, больше похожем на фарс, состояло в создании неких прекрасных образов, призванных спасти сомнительную репутацию "Газпрома". И надо сказать, они отлично с этим справились.

Илка Руби изучала архитектуру в Аахене, Германия. Работает редактором, журналистом и графическим дизайнером. В 2ОО1 году Андреас и Илка Руби основали агентство по изданию архитектурных книг и журналов, а также организации выставок и консалтингу архитекторов

1Статья и письмо впервые опубликованы в разделе Global Agenda 12-го номера журнала Volume (2007). Стокгольмский синдром - феномен симпатии жертвы к своему похитителю. - Прим. ред.

источник:
"ПРОЕКТ БАЛТИЯ"
№2 (2) 2007