главная  •  ссылки  •  бывшая гостевая


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО РЕМУ КОЛХААСУ

Уважаемый г-н Колхаас!

Что заставило Вас принять участие в конкурсе "Газпрома"? В последнее время мы уже привыкли, что уважаемые архитекторы готовы поступиться своими принципами, если этого требуют особенности заказа. И потому вполне логично, что архитекторы мирового уровня наперегонки бросились проектировать новый административный центр "Газпрома" в Санкт-Петербурге. Мет ничего удивительного в том, что у большинства из них не возникло ни малейшего колебания насчет того, стоит ли возводить 300-метровый небоскреб на фоне низкого силуэта исторического центра и насколько сомнительна попытка безжалостного энергомонополиста очистить свою замаранную репутацию, наживаясь на узурпированном культурном капитале города.

Это похоже на них, но так не похоже на Вас. Или Вы и впрямь решили всех перехитрить? Неужели мы были слишком наивны, посчитав Вашу знаменитую интеллектуальную игру в "отложенное суждение" средством, способным помочь нам противостоять тем аспектам реальности, которые в ином случае блокировала бы в нашем сознании цензура суждения? Или же действительно эта игра была всего лишь, как кто-то сказал, своеобразным методом "отложить" мораль? Долгое время казалось, что Вашей работе присущ неизгладимый нравственный "остаток" - вера в обязанность архитектора продолжить незавершенный проект модернизма вопреки или, точнее, именно в силу наличия в нем врожденных ошибок, реагировать на социальные трансформации и противостоять некоторым их наиболее драматическим последствиям, например сокращению общественного пространства в современном городе. Библиотеки в Париже (Jussieu) и Сиэтле - трогательные монументы этой исчезающей коллективной сфере. Тем, кто не совсем понимал, как в данный ряд вписывается здание ЦКТВ в Пекине, должно казаться (кстати, Иэн Бурума уже исчерпывающе высказался на эту тему), что участие в конкурсе на проект "Газпром-Сити" - очередной шаг ловкого ОМА на пути консолидации с властью.

Вы хотите сказать, что отказать зову власти - бессмысленное геройство, поскольку архитектура лишает себя последнего рычага влияния? Означает ли Ваша покладистость, что Вы приняли условия нового политического мирового порядка, описанного Хайнером Мюллером как проблема капитализма, для которого после развала социализма не осталось альтернативы? Приведет ли нас неудержимый подъем неолиберализма прямиком в эру неоабсолютизма? И в чем, по-Вашему, будет состоять роль архитектора в мире, где правит абсолютная власть, постулирующая свою волю как ей заблагорассудится?

Если принять централизованную систему власти в качестве возможной будущей организации общества, в воображении всплывают неутешительные сценарии дистопий, навеянные различными научно-фантастическими фильмами, например "Роллерболом"2. В этом случае только одно позволит "звездному" архитектору использовать свою звездность во благо и для изменения общества - шутовство, единственно легитимная форма протеста против власти в эпоху Средневековья, позволявшая придворному шуту оспаривать мнение короля под маской юмора, символически нарушая всемогущество правителя. Может показаться, что и сегодня только придворное шутовство, бесправие, облеченное властью, - единственный выход для критического мышления архитектора, но критика должна быть хорошо завуалирована, дабы проект не погубили еще в зачатке.

Другими словами, приходится подыгрывать "иконической" экономике или Системе, чтобы затем подорвать ее. Хочется верить, что Вы закладывали в свой проект газпромовской башни разрушительный механизм, скрытый за еле уловимой аллюзией на тектонику Малевича, который только после победы в объявленном "конкурсе красоты" обнаружил бы свою изменчивую природу. Впрочем, Вы не выиграли конкурс - и мы никогда не узнаем, так ли это. Если наши размышления верны, Ваше противостояние архитектуре отрицания, которая боится замарать руки, имеет смысл. И это противостояние требует не меньшего дерзновения - дерзновения заявить, что ты способен послать Систему на х... Такую позицию мы всецело поддерживаем, ибо она предполагает Вашу готовность принять ответный удар.

С уважением. Илка и Андреас Руби

1 "Роллербол" (Rollerball) - фильм режиссера Нормана Джюисона с Джеймсом Кааном в главной роли. Картина, снятая в 1975 ГОДУ, рассказывает о мире в начале XXI века. Этот мир контролируется несколькими частными корпорациями (национальные государства исчезли в результате последней войны), которые манипулируют населением, заставляя его служить корпоративным интересам. Для того чтобы массы оставались послушными, был придуман роллербол - жестокая и беспощадная игра,"социальная задача которой состоит в том, чтобы показать тщетность усилий отдельного человека"

источник:
"ПРОЕКТ БАЛТИЯ"
№2 (2) 2007